Оружие Победы

Информация / Новости Кричева 17.06.2019, 09:43 0   

Белорусский народ всегда будет помнить героев, завоевавших свободу и независимость нашей страны. Велика была цена, которую заплатил советский, в том числе и белорусский народ за Победу в Великой Отечественной вой­не. Вечная слава всем, кто ковал Победу на поле боя, в партизанских отрядах и подполье, в глубоком трудовом тылу. Трудно переоценить и тот вклад, который внесли ученые и конструкторы, создавшие высокоэффективную боевую технику и стрелковое вооружение, которые помогли разгромить врага. Это касается и талантливых авиаконструкторов. Грозным оружием Победы был и штурмовик Ил-2, который принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны. Это был в то время единственный самолет, который сочетал в себе огневую мощь, неплохую маневренность и броневую защиту. Принимал участие Ил-2 и в освобождении Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Этот самолет стал символом Великой Отечественной войны. Не случайно по инициа­тиве Федерации проф­союзов Беларуси к славной дате 75-летия освобождения нашей страны от немецко-фашистских захватчиков у подножия Кургана Славы планируется установить штурмовик Ил-2. Это будет подарок всем жителям Беларуси, которые хранят память о защитниках Отечества.
Конструкторы, разработавшие самолет, называли его «летающим танком», враги – «чумой» (дословный перевод – «черная смерть»). За годы войны было выпущено 36183 штурмовика. Разработан самолет знаменитым советским авиа­конструктором Сергеем Илью­шиным. Первый полет совершил на нем летчик-испытатель Владимир Коккинаки. Серийное производство штурмовика началось в феврале 1941 года. В свой первый бой самолет вступил 27 июня 1941 года, а закончил войну в Берлине. Ил-2 внес важный вклад в победу над Германией и за это заслужил всенародную любовь.
Благодаря картотеке райвоенкомата, в которой содержится информация об участниках войны, удалось установить, что житель нашего города Федор Иосифович Евменчиков в годы Великой Оте­чественной войны служил авиамехаником в 502-м Таманском штурмовом авиаполке с 15 января 1943-го по 13 апреля 1944-го. Родился он 15 января 1921 года в деревне Вербеж Чериковского района. Капитан Федор Евменчиков награжден орденом Отечественной войны второй степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В мирные годы работал в автоколонне 2441.
Невозможно переоценить значение труда авиамеханика в годы Великой Оте­чественной войны. Главным было так подготовить самолет к вылету, чтобы летчик мог громить врага, понимая, что надежность авиатехники обеспечена на сто процентов. А потом приходилось ждать летчика с боевого вылета. Бесконечно тянулось время. И вот доносился знакомый гул самолета, который из-за характерно поднятого над фюзеляжем фонаря кабины называли «горбатым». И авиатехник первым бросался к самолету. Сначала нужно было узнать, как там летчик. Потом осмотреть самолет. Ил-2 был очень живуч, и это нередко помогало летчику дотянуть на изрешеченном самолете до аэродрома. Если самолет не пострадал от атак врага, его быстро снаряжали в новый полет. И он снова взмывал в небо, чтобы наносить урон вражеской бронетехнике и живой силе. Нередко на аэродром налетали вражеские самолеты, и тогда свистели пули, взрывались бомбы…
В архивах сохранился журнал боевых действий 502-го Таманского штурмового авиаполка, который велся с 14 января 1944-го по 23 мая1946-го. Вот запись за январь 1944-го: «502 штурмовой авиа­полк после пополнения летным составом и получения материальной части 3 января 1944 года в составе 20 экипажей самолета Ил-2 перебазировался с аэродрома Тихорецк на аэродром Лиман Кизилташский (30 километров восточнее Тамани), откуда и начал боевые действия. Остальные 12 экипажей Ил-2 перебазировались двумя группами в период с 5 по 17 января 1944 года. 14 января 1944 года тремя группами в составе 6 Ил-2 (под прикрытием 6 Ла-7 805 ист­ребительного авиаполка) штурмовали живую силу и технику противника в пунк­те Тархан… Потерь нет. Один самолет Ил-2 имеет незначительные повреждения. 15 января 1944 года тремя группами бомбардировочно-штурмовыми ударами уничтожал живую силу противника в районе 136,0 и железнодорожные эшелоны на железнодорожной станции Бачерово. За день произведено 13 самолетовылетов. Летало 9 самолетов… В результате боевых действий у противника уничтожены и повреждены 10 вагонов, 6 автомашин, 1 повозка, взорваны 2 склада». И это только несколько дней работы штурмовиков.
Может быть, откликнутся родные Федора Иосифовича Евменчикова. Может быть, сохранились фотографии военных лет. Хотелось бы более подробно рассказать о нашем земляке. Каждый, кто приближал Победу, достоин этого.
Владимир Далецкий.

Кричевская Жизнь (Новости)
  • Оцените публикацию

Похожие публикации

У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Вы не авторизованы!

Обратите внимание, если вы не авторизуетесь, то Ваш комментарий перед публикацией обязательно будет отправлен на модерацию.
Рекомендуем вам войти под своим логином
Или используйте авторизацию через соц.сети
@
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Вопрос:

Два конца, два кольца, посередине гвоздик. Что это?

Ответ: *

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив