Что поменяется в образовании и какими быть школе, колледжу, вузу? Задали министру самые острые вопросы(видео)

Информация / Новости Кричева 30.08.2021, 08:17 0   

1 сентября. Новый этап в жизни детей и нас с вами. Еще один учебный год, за который мы станем умнее и мудрее. Учтем ошибки. Помните, как сложно было год назад, но страна уроки выучила – и сегодня мы уже опытнее, закаленнее. 

Августовский педсовет – событие традиционное и очень нужное. Именно на нем определяются важнейшие этапы – на чем сосредоточить внимание, как воспитывать молодежь, что главное на сегодня и к чему готовится завтра. И Президент – а он по своему первому высшему образованию именно учитель, в совете тоже участвует традиционно. Общается. Слушает. Корреспондент ОНТ собрала главные тезисы накануне нового учебного года, посетила одну из новых школ и побеседовала с министром образования Игорем Карпенко.



– Наша с вами встреча проходит уже после Республиканского педсовета. Я знаю, что ему предшествовали еще множество подобных встреч в региональном масштабе, и вы, если можно так сказать, с самого низа поднимали существующие в образовании проблемы. Можете назвать, скажем, ТОП-3 задач Министерства образования на предстоящий учебный год? 

– Во-первых, это вопросы укрепления учебной дисциплины. Это вопросы ужесточения требований к переходу в профильный класс. Сегодня в Беларуси шестерка – это средний балл, семерка по профильному предмету. Мы поднимаем эту планку до семи и восьми баллов соответственно. Это вопросы, связанные с совмещением выпускного экзамена с централизованным тестированием с целью разгрузки учащихся. С 2023 года мы готовы были бы проводить выпускной экзамен, совмещенный с централизованным тестированием.

– То есть это будет проходить в школе?

– Нет, это будет проходить в центрах тестирования, как это проходит сейчас. В школе останутся выпускные экзамены. Для школьников базовых классов это будет экзамен по трудовому обучению с присвоением квалификации, мы его планировали сделать обязательным, а для школьников профильных классов это будет еще и иностранный язык. Конечно, это потянет некоторые изменения в правилах приема высшие и среднеспециальные учебные заведения. Поэтому в ближайшее время мы на сайте выложим новые правила приема в высшие учебные заведения. Дадим возможность общественности тоже прикоснуться к обсуждению этого документа.

– К новому учебному году в Беларуси откроют семь новых школ – это достаточно много, для сравнения: в предыдущие годы большим достижением считалось открывать по три новые школы в год. Это с чем связано? Увеличено финансирование или потребность возросла?  

– В определенной степени возросла потребность. К сожалению, мы закрываем некоторые неперспективные школы, малокомплектные школы, в основном в сельской местности. В районных центрах идет организация объединения нескольких школ и так далее.

– Вернемся к событиям прошлого года. Учителя так же, как и мы, журналисты, столкнулись с нападками, угрозами, потоком клеветы. Учителя выдержали, хоть и вряд ли были к такому готовы: не принято было подчеркивать, насколько образование все-таки прогосударственный инструмент. Хорошо, что Президент поставил точку в этом вопросе. Как быть с тем, что некоторые родители к учебному заведению могут предъявлять, скажем так, не совсем адекватные его задачам требования? Я сейчас о политике.  

– Наши родители порой не задумываются о последствиях своих вот каких-то таких действий. Я уже в передаче «Ничего личного» у Марата Маркова говорил: «Я понимаю, что я министр, политическая фигура, меня критикуют, я к этому уже готов и так далее. Но вы должны прекратить публично критиковать учителя. Потому что мы тем самым подрываем его авторитет в глазах школьников». Я бы все-таки, пользуясь случаем, на всю страну в этой передаче, сказал бы: давайте прекратим публичное обсуждение учителей. Для этого есть другие формы: есть педсоветы, родительское собрание, педагогическое сообщество, коллегии и министерства и прочие организации, но точно не интернет и не школьники должны обсуждать с родителями или еще с кем-либо учителя. 

– Мы часто вспоминаем негативный опыт прошлого года, чтобы извлечь уроки. Но если откровенно, есть и очень позитивные примеры. Когда школьники и студенты не повелись на призывы Telegram-каналов благодаря своим наставникам в учебных заведениях. Они доносили, что школа – это не место для политических баталий, да и в университет следует приходить за знаниями, а не с целью устроить революцию. И все-таки, когда ситуация сложная, какие инструменты есть у учителя или преподавателя, чтобы навести тот самый порядок в школе?

– Во-первых, надо укрепить дисциплину. Ну это, наверно, ненормально, если у нас ученик в начале четверти ответил по какому-то предмету и всю остальную четверть «в свободном плавании», то есть по одной оценке ему все равно выставят оценку четвертную. Второй аспект – мы должны понимать, что в школе есть определенные правила поведения. Если мы предъявляем массу претензий в школе, то мы должны понимать, что есть определенные требования к учащимся и родителям. Президент перед нами еще поставил задачу разработать государственные школьные стандарты и так далее. Наверно, все это должно влиять на то, чтобы школа была таким местом, где принято вот так, а по-другому здесь не принято.

– Понятно, что государство априори не заинтересовано в финансировании бесплатного образования без элементов патриотического воспитания. Для примера берем хотя бы США, там патриотическая идеология и в школах, и в фильмах, и, посещая как-то музей НАСА, я отметила, что на протяжении всей экскурсии идет такая прокачка американскими ценностями. Есть ощущение, что мы здесь что-то упустили, на уровне школьных знаний.  

– Действительно, мы обновляли содержание учебных программ и учебников и так далее. Понятно, что разработан учебно-методический комплекс для факультативов для пятых и шестых классов, духовно-нравственное патриотическое воспитание. Конечно, там затрагиваются глубинные истоки нашего народа с древнейших времен до современности, на чем основалась духовно-нравственная основа жизни нашего общества и так далее. Поэтому это очень важный момент. Сегодня тоже звучат эти темы, и поэтому я даже знаю, что после выступления Президента, когда он сказал, что школа не может быть вне политики, но политика должна быть государственной, в интернете появились язвительные посылы, мол, а что значит государственная, на чем она основывается? Все банально просто. У нас есть Конституция нашей страны, она определяет государственную политику и государственную идеологию. От этого и будем отталкиваться.

– Игорь Васильевич, и еще об актуальном. Осенью медики прогнозируют рост заболеваемости коронавирусом. Каковы ваши прогнозы по удаленке? 

– Я бы идеализировал удаленку, потому что сегодня мы уже читаем определенные аналитические материалы и ВОЗа и ЮНИСЕФ, где четко прописано, что в некоторых странах некоторые школьники попропускали порядка 40–45 учебных недель, что резко снизилось качество образования, что резко снизилась доступность к общему среднему образованию, что вызывает опасения у мирового сообщества и так далее. Поэтому мы создали продукт, информационно-образовательный ресурс. Тот ребенок, который не пришел, он может воспользоваться этим ресурсом и самостоятельно изучить какие-то темы, но вместе с тем мы все прекрасно понимаем, что этот ресурс не заменит классно-урочную систему.

– Вы владеете информацией, как работники системы образования относятся к прививкам от коронавируса? 

– Вы знаете, мы никого не заставляем. Но могу для вашей камеры сказать, что министр привит.

ОНТ

  • Оцените публикацию

Похожие публикации

У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Вы не авторизованы!

Обратите внимание, если вы не авторизуетесь, то Ваш комментарий перед публикацией обязательно будет отправлен на модерацию.
Рекомендуем вам войти под своим логином
Или используйте авторизацию через соц.сети
@
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Вопрос:

Семь одежек и все без застежек. Что это?

Ответ: *

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив